Секреты успешного собеседования

Все мы знаем, что при поиске работы, одним из важных этапов является собеседование, и во многом от того, как сложилось общение зависит в итоге приглашение на работу в компанию.

Первые минуты собеседования стоит посвятить созданию комфортной для обеих сторон атмосферы, т.к. первое впечатление собеседников друг о друге обычно складывается в течение всего лишь первых 3-4 минут, и важно не попасть в собственную ловушку по доказательству самому себе первоначального, возможно, ошибочного мнения как о компании, в которую Вас пригласили на встречу, так и мнение о Вас как о потенциальном кандидате.

Вступительное слово о целях собеседования, его продолжительности и т.п. может оказаться как раз кстати. Часто именно это способствует установлению психологического контакта.

Приглашение на собеседование со стороны работодателя, как правило, начинается с телефонного интервью.


Телефонный разговор
 

Это Ваше первое личное общение с будущим работодателем, и важно уже на этом этапе произвести хорошее впечатление.

Что же нужно успеть сделать во время телефонного разговора:

Уточните, на какую должность Вас приглашают, задайте необходимые вопросы по поводу вакантной должности. Если позиция Вам изначально не подходит, вежливо сообщите об этом и откажитесь от собеседования, приведя обоснованные аргументы. Не следует тратить драгоценное время (свое и работодателя) на бесперспективные встречи.

Запишите название компании, имя и фамилию того человека, с кем Вы разговаривали, контактный телефон, по которому можно связаться с ним в случае непредвиденных обстоятельств.

Узнайте, кто именно будет проводить с Вами собеседование, как его зовут. Вы произведете хорошее впечатление, если обратитесь к нему по имени и отчеству при встрече.

Узнайте точный адрес места собеседования. Обговаривая время встречи, планируйте его так, чтобы никакие другие дела вам не помешали. Может оказаться, что у Вас в этот день назначены еще одно или несколько собеседований с другими работодателями, тогда график собеседований нужно спланировать так, чтобы время между последовательными собеседованиями было не менее 2-3 часов.

Узнайте, сколько длится собеседование, придется ли вам заполнять анкету, проходить письменные тесты, выполнять практические тестовые задания.


Подготовка к собеседованию

Итак, о времени встречи с работодателем Вы условились, теперь самое время заняться непосредственной подготовкой к собеседованию.

Сначала подготовьте документы, которые могут понадобиться на собеседовании:

    • резюме в двух экземплярах;
    • паспорт;
Прежде всего, необходимо заранее ознакомиться с информацией о компании, в которую Вы идете на собеседование. Подключите все возможные каналы: зайдите на сайт компании в Интернете, используйте деловые справочники, прессу или другие источники. Ознакомьтесь с направлениями деятельности и историей компании (год образования, этапы развития), изучите названия подразделений, запомните информацию о достижениях компании и т.п. Тем самым в ходе беседы с работодателем Вы сможете продемонстрировать серьезность своих намерений. При этом даже если вас не возьмут именно в эту компанию, вы в любом случае расширите свой кругозор.

Наметьте маршрут поездки на собеседование, рассчитайте время, которое нужно затратить на дорогу, добавьте еще запас времени минут 30 на случай возможных транспортных затруднений, с которыми можно столкнуться в дороге. Можно съездить предварительно, если сомневаетесь, что сможете быстро и без проблем найти нужное здание.

Продумайте ответы на вопросы работодателя, которые обязательно в том или ином виде прозвучат на собеседовании:
  • почему вы ушли (решили уйти) с последнего места работы; где вы сейчас работаете?
  • почему вы хотите работать именно в нашей компании?
  • какую пользу ваша деятельность как сотрудника может принести нашей компании?
  • назовите свои самые большие достоинства и слабые стороны как сотрудника.
  • назовите свои самые большие достижения как специалиста; были ли у вас неудачи в профессиональной деятельности и какие?
Ответы должны быть правдивыми (на собеседовании или после ложь обязательно всплывет). При ответе на вопрос: «Почему вы решили сменить работу?» — не следует давать негативные отзывы о коллегах и руководителях, ограничьтесь нейтральными высказываниями: отсутствие возможностей для профессионального роста, нерегулярность в получении денежного вознаграждения, удаленность от дома, неудобный график работы и т.п.

Можно даже прорепетировать собеседование с кем-то из близких или друзей, которым Вы доверяете.

Говоря о возможной будущей работе в новой компании, дайте понять собеседнику, что Вы заинтересованы работать именно в этой компании, можете быть ей полезны как специалист, но при этом вы должны четко представлять, чем занимается компания, чтобы не попасть впросак. Сумеете правильно повести себя в этом вопросе - шансы быть принятым на работу в эту компанию возрастут в несколько раз.

Отвечая на вопросы о своих достоинствах и особенно недостатках, о достижениях и неудачах, будьте осторожны. Проявите достаточную самокритичность к своей персоне, это поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Говоря о своих упущениях, не обязательно приводить самые свои большие промахи. Здесь главное, чтобы Вы могли показать, что вы сами исправили свой промах и избавили компанию от неприятностей или свели их к минимуму.

Если Вы ищете работу, проработав на предыдущем месте менее 1 года по каким-либо причинам (ликвидация компании, несоблюдение работодателем своих обязательств и т.п.) обязательно заранее продумайте и сформулируйте причины своего ухода из этой компании, т.к. на собеседовании Вас об этом спросят. (Сотрудник, который часто меняет работу или проработавший на последнем месте короткий срок, может вызвать у работодателя подозрение как человек не склонный строить долгосрочные отношения с компанией или склонный к конфликтному поведению).

Будьте готовы к тестам или практическим заданиям (как психологическим, так и профессиональным), которые работодатель может предложить Вам пройти.
Подготовьте заранее вопросы, которые Вы хотели бы задать работодателю.
Продумайте одежду, в которой пойдете на встречу с работодателем. Всем знакома пословица: «Встречают по одежке, провожают по уму». Пусть первое впечатление о Вас будет самым благоприятным.

Одежда должна соответствовать той должности, на которую Вы претендуете. Возможно, строгий деловой костюм уместен не для каждой должности, однако опрятная одежда в деловом стиле, чистые волосы, начищенная обувь обязательно произведут необходимое положительное впечатление на вашего собеседника.


Прохождение собеседования

О чем нужно помнить при прохождении собеседования?

  • Постарайтесь прийти на встречу чуть раньше назначенного срока. Лучше вы подождете 10 минут в приемной, чем работодатель будет ждать вас полминуты. Опоздание на встречу, даже по не зависящим от вас обстоятельствам, может перечеркнуть все надежды на получение работы в этой компании.

    Если вдруг все-таки такая ситуация произошла, Вы чувствуете, что не успеваете к назначенному времени, обязательно позвоните по контактному телефону, извинитесь, объясните причину вашего опоздания и узнайте, сможет ли работодатель принять вас в этот же день чуть позже или есть возможность перенести встречу на другое время.

    Если Вы вообще решили не ходить на собеседование (передумали работать в этой компании, у вас другие срочные дела и т.п.) ОБЯЗАТЕЛЬНО позвоните работодателю (можно отправить сообщение по электронной почте) и сообщите об этом, предварительно извинившись, что нарушили его планы. Пусть хорошее впечатление о Вас, полученное в предварительной беседе по телефону, ничего не испортит!

  • Входя в офис, обязательно поздоровайтесь, попросите сообщить о вашем приходе сотруднику, с которым у вас назначено собеседование. Если Вас попросят немного подождать, не стоит возмущаться и воспринимать это как неуважение к себе. Запаситесь терпением и не теряйте чувство доброжелательности, с которым шли на встречу.

  • Заранее отключите сотовый телефон, чтобы ничто не могло помешать беседе.

  • Заходя в кабинет, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству к сотруднику, с которым будете беседовать. Обязательно улыбнитесь. Скажите, что Вам очень приятно приглашение на собеседование именно в эту компанию. Этим вы сможете заранее расположить к себе собеседника.

  • Сядьте так, чтобы ваше лицо было обращено к собеседнику. Передвиньте стул, если это необходимо. Не разваливайтесь на стуле, не скрещивайте ноги под ним, не поджимайте их; не теребите нервно руками ручку.

  • Внимательно слушайте вопросы, которые вам задают, смотря при этом в лицо собеседника. Начинайте отвечать только тогда, когда поймете, о чем вас спросили. Если вопрос не совсем понятен, то, извинившись, попросите еще раз повторить его. Однако не переусердствуйте - переспрашивать почти каждый вопрос не стоит.

  • Отвечая на вопрос, старайтесь не говорить более 2-3 минут. Этого времени вполне хватит, чтобы в целом осветить наиболее важную информацию по самому сложному вопросу. Односложные ответы «да» и «нет», тихий голос создадут впечатление вашей неуверенности в себе, неумении объяснить свою точку зрения.

  • Если Вас попросят рассказать о себе, не следует пускаться в пространные разговоры о своей автобиографии. Тем более, недопустимо отвечать, что в резюме уже всё написано. Расскажите о своем образовании, осветите опыт работы. Это продемонстрирует лишний раз ваши профессиональные навыки и качества.

  • Старайтесь не волноваться, взять себя в руки, помните - собеседование не единственный шанс найти работу! Излишнее волнение тоже может навредить и создаст неблагоприятное впечатление о Вас как о человеке, который не умеет владеть своими чувствами.

  • На собеседовании у Вас будет возможность задать и те вопросы, которые вы подготовили заранее, и те, которые возникли у Вас в ходе беседы.

  • Если Вас интересует возможность карьерного роста, то важно суметь правильно задать этот вопрос. Имейте в виду, что Вас приглашают в компанию на конкретную должность, на решение определенного круга задач. Не все должности предусматривают карьерный рост. Кроме того, работодателям сложно обсуждать этот вопрос, не зная ваших возможностей и способностей. Тем не менее вполне уместно узнать у работодателя, практикуется ли в компании ротация кадров, существуют ли в отдаленной перспективе возможности роста с данной позиции и обязательно спросить, что для этого нужно (дополнительное образование, курсы повышения квалификации, наработка опыта или что-то еще). Узнайте, какие программы по обучению или повышению квалификации сотрудников существуют в компании. Тогда Вы будете выглядеть серьезным и целенаправленным человеком. А это еще один плюс в вашу пользу.

  • Открытая улыбка, немного хорошего и ненавязчивого юмора, и тогда небольшие промахи будут вам обязательно прощены. Деловому разговору улыбка не мешает, наоборот, остается впечатление, что вы опытный, а потому уверенный в себе человек.

  • Прощаясь по окончании собеседования с сотрудником, который его проводил, обязательно поблагодарите за предоставленную вам возможность пройти собеседование в данной компании вне зависимости от окончательного выбора, который сделает работодатель. Также лучше уточнить, как будет проходить дальнейшее рассмотрение Вашей кандидатуры, когда можно ожидать результатов прохождения собеседования и /или в какие сроки уместно будет перезвонить самому и узнать результат.

Желаем Вам удачи и перспективной работы!

Источник: superjob.ru

Понравился материал? Поделись в социальных сетях!
Другие советы